Показать меню
Все статьи

Кто разрушил Рим?

Фрагмент из новой книги Аркадия Ипполитова "Просто Рим. Образы Италии XXI"

12 декабря 2018
Кто разрушил Рим?
С любезного разрешения издательства "Азбука-Аттикус" мы публикуем фрагмент новой книги искусствоведа Аркадия Ипполитова из цикла "Образы Италии XXI". В 1906 году в Румянцевский музей пришел работать Павел Муратов. Он был хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. В 1911-1912 годах вышли два первых тома его труда "Образы Италии", третий том был выпущен в 1924 году. В 1978 году в Эрмитаж пришел работать Аркадий Ипполитов. Сейчас он старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель итальянской гравюры. Через сто лет после публикации первых томов "Образов Италии" Муратова, увидела свет первая книга Ипполитова из серии "Образы Италии XXI" – "Особенно Ломбардия"

Франсуа Озон в новой книге Андрея Плахова

Фрагмент о фильме, в котором французский средний класс погружается в пучину сексуальных провокаций, а зритель – в круговорот синефильских цитат

28 ноября 2018
Франсуа Озон в новой книге Андрея Плахова
В издательстве "Сеанс" вышла новая книга Андрея Плахова, посвященная французскому режиссеру Франсуа Озону, на наших глазах проделавшему эволюцию из постмодернистов конца 90-х годов в классики мирового кинематографа. Ведущий отечественный кинокритик рассказывает об Озоне как о наследнике миновавшего золотого века европейской культуры, свободно распоряжающемся идеями, приемами и стилями от драматурга эпохи Просвещения Пьера де Мариво до режиссера "новой волны" Эрика Ромера. Книга будет продаваться на открывающейся в Москве ярмарке Non/fiction. 30 ноября Франсуа Озон собственной персоной представит ее в Центре документального кино, где будут показаны его короткометражные фильмы, а также 1 декабря в Культурном центре Андрея Вознесенского, где вме

Николай Носов, писатель без бормотографа. 110 лет

Об авторе "Незнайки", знавшем девушек, крепких, как огурцы, и о пирогах с иносказаниями

23 ноября 2018 Лидия Маслова
Николай Носов, писатель без бормотографа. 110 лет
Почему-то в детстве писатель Николай Николаевич Носов ускользнул у меня, если так можно выразиться, из-под носа, хотя в том возрасте, в котором с ним принято встречаться, я уже была практически как один из его персонажей – Листик – из тех книгоглотателей, которые могут читать книги в любых условиях: и дома, и на улице, и за завтраком, и за обедом, при свете и в темноте, и сидя, и лёжа, и стоя, и даже на ходу. Заметим в скобках, что из-за этой привычки Листик был вынужден некоторое время прослужить ослом в цирке, но думается, меньше всего Носов хотел таким образом намекнуть на опасность излишнего чтения, тем более, что метаморфоза Листика завершилась волшебно благополучным образом.) — Не могу с вами согласиться, — вежливо сказал Листик. — О

Умберто Эко. На плечах гигантов. Фрагмент из книги

Почему утверждение, будто Анна Каренина жила на Бейкер-стрит, не соответствует действительности

17 сентября 2018
Умберто Эко. На плечах гигантов. Фрагмент из книги
В издательстве "Слово/Slovo" выходит сборник из двенадцати лекций, прочитанных итальянским писателем и ученым Умберто Эко для миланского фестиваля культуры "Миланезиана" с 2001 по 2015 год. Их темы – красота, уродство, секреты, заговор, формы несовершенного в искусстве и изображения священного. Эко истолковывает, что такое "говорить неправду", "лгать" и "фальсифицировать", рассказывает о том, как прекрасно пламя, и насколько афоризм Бернара Шартрского "карлики на плечах гигантов" отражает спор классиков и новаторов, эволюцию науки и человеческого познания. Иллюстрации к каждой теме автор подбирал самолично. Для знакомства с книгой мы выбрали фрагмент лекции 2009 года, посвященной персонажам книг, героям литературным &ndas

Жизнь за работой

Памяти Александра Расторгуева. Разговор с Павлом Костомаровым и Александром Расторгуевым о фильме "Я тебя люблю"

9 сентября 2018 Анна Ниман
Жизнь за работой
  Кино, прежде всего, играет человеческой кожей вещей, эпидермой реальности, оно возвышает материю и показывает нам ее в глубокой духовности, в ее отношениях с духом, который ее породил. Антонен Арто Разговор с Павлом Костомаровым и Александром Расторгуевым, который приводится ниже, никогда не публиковался на русском языке и произошел в мае 2011 года после выхода их новаторского проекта “Я тебя люблю”. В то время я занималась проектом "Гараж" на сайте MUBI.com. База фильмов у "Муби" в те годы была небольшой и мы стремились привлечь молодых кинематографистов с оригинальным подходом к медиуму, который, по нашим подсчетам, скоро должен был отдать концы, добитый YouTube и доступными легкими камерами. Несмотря на то, что проект и последовавшая за н

Венеция 2018: Йоргос Лантимос и дамы

О королевских кроликах и удавах

31 августа 2018 Вероника Бруни
Венеция 2018: Йоргос Лантимос и дамы
Йоргоса Лантимоса, мастера невероятных допущений, не вполне признали в авторе "Фаворитки" (The Favourite), весьма умеренной по части сюрреализма, прославившего греческого режиссера. Фабула этой, на первый взгляд, костюмной драмы из жизни английского двора начала XVIII века отлично знакома – не в части однополых эротических подробностей – старшему поколению российских зрителей по фильму Юлия Карасика "Стакан воды" с Аллой Демидовой в роли одноглазой герцогини Мальборо и с хабалкой Зинкой Бегунковой из "Чужих писем" в роли цепкой Абигайл. У Лантимоса эти роли соответственно играют Рэйчел Вайс и Эмма Стоун. Но главная звезда здесь Оливия Колман в роли королевы Анны, заслуживающая венецианского Кубка Вольпи за актерское мастерство и перевопло

Венеция 2018: Человек на Луне

О том как Дэмьен Шазелл Луну вертелл, но на обратную сторону не попалл

30 августа 2018 Вероника Бруни
Венеция 2018: Человек на Луне
В ХХ веке люди, за исключением экипажей фантастических фильмов, летали в космос на консервных банках, что по душе режиссеру Шазеллу, автору "Ла-ла Ленда" и "Одержимости", поклоннику лампового тепла и блюзовых аккордов, и вполне объясняет его выбор для нового фильма биографии американского астронавта Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну. Ржавый скрежет и рев летательных аппаратов, словно из партитуры какого-нибудь европейского авангардиста 50-х, затмевает в "Человеке на Луне" (First Man) патетически печальную тему его постоянного композитора Джастина Гурвица, сопровождающую опасные полеты Райана Гослинга, сыгравшего главную роль, в стратосферу и выше. Тряска и ломаная траектория камеры материализуют и транслируют в зал перегрузки, задают хорошу

Шукшин. Люди поля: истина опасных поступков

О странных людях

4 июня 2018 Виктор Филимонов
Шукшин. Люди поля: истина опасных поступков
В продолжение шукшинского цикла Виктора Филимонова "Культпро" публикует главы новой книги историка литературы и кино "Люди поля", посвященной переводу прозы Шукшина на киноязык и тем авторам, кто вступает с ним и с его героем в диалог, даже спор. Вместе с ними оказываются в пространстве "между" – между реализмом и условностью, между полюсами "Бог есть" и "Бога нет".  Ранее: I. Шукшин. Люди поля II. Шукшин. Люди поля: в пространстве "между" III. Люди поля: Шукшин и Феллини  IV. Шукшин. Люди поля: как устроен фильм "Ваш сын и брат" V. Шукшин. Люди поля: как устроен фильм "Живет такой парень"   Кризис, но плодотворный

Канн 2018. Павел Павликовский и беспокойное сердце

О любви, пришедшей с холода

11 мая 2018 Вероника Бруни
Канн 2018. Павел Павликовский и беспокойное сердце
Черно-белая "Холодная война" (Zimna wojna) поляка Павла Павликовского начинается как документальный фильм с хорошим бюджетом и выдающимся оператором. В квадрате экрана – снежные равнины, народные инструменты, деревенские песнопения, сильные непростые голоса. В послевоенной и отныне социалистической Польше собирают фольклорный ансамбль, записывают песни на языках народностей Польши, Украины, Словакии, в том числе песни лемков, неугодные товарищам, прослушивают самородные таланты, отбирают сельских дев – очи в пол, коса в пояс. А самая красивая, опасная и стриженая поет Исаака Дунаевского: Сердце, тебе не хочется покоя… Не в тему, но темпераментно, и городской красавец-дирижер лишается покоя.   Режиссер Павел Павликовский. Festival de Cannes

Канн 2018. Кирилл Серебренников и его рок

О "Лете", совершенном дне с зоопарком и кино и о том, чего не было

10 мая 2018 Вероника Бруни
Канн 2018. Кирилл Серебренников и его рок
Двое наших режиссеров в двух каннских программах точно и полно, в жанре открытия, высказались о двух важнейших категориях: о месте и о времени. Место – "Донбасс" Сергея Лозницы в "Особом взгляде". Время – "Лето" Кирилла Серебренникова в конкурсе. Один открыл пространство, для которого не изобретено карты. Другой, находясь под домашним арестом, был властен химичить с временем, и открыл в изоляции черно-белое время свободы, очень похожее на счастье. В него можно войти дважды, можно купаться сколько влезет в его Финском заливе и быть вольной птицей на его кисельном берегу, не боясь утрат. Это время, как пластинка, только переставь иглу на виниле, никогда не пройдет, всегда с тобой, у каждого свое, ныряй не хочу. Имена "Майк", &quo