Показать меню
26 мая 2014

Алексей Бартошевич: Пьесы Шекспира живут по законам органической жизни

Об авторе «Гамлета» во времени, и почему он не приехал в Россию в 1593 году

26 мая 2014 Александра Пушкарь
Алексей Бартошевич: Пьесы Шекспира живут по законам органической жизни
Как минимум уже два столетия Шекспир ― не английский автор. И не классик. И не бренд. Жизнь бренда ограничена временными рамками, целями. Присутствие Шекспира бесцельно и абсолютно, не имеет культурной, возрастной, национальной привязки, питает всех. Он не Шекспир вообще, а наш Шекспир, и в этом ему нет равных. На английской сцене XVIII века он не похож на французского тех же лет. В XIX веке он другой, чем в ХХ. В XXI так гримируется, что кажется: нет, не он, но всё-таки он! А русский Шекспир? Так называли Островского ― как создателя национальной драмы. Но Шекспир на русской сцене ― это не корпус пьес и не количество спектаклей. Это система координат, в которой складывалась вся театральная школа России XIX–ХХ веков ― Каратыгин, Мочалов, Щепкин... Все штудировали британца, все бы

Шкафы со скелетами

Музей Питт-Риверса в Оксфорде

26 мая 2014 Александр Шабуров
Шкафы со скелетами
Токийский национальный музей (который я упомяну ещё не раз) насчитывает 5 зданий, но единовременно показывает только одну выставку на двух этажах. В Оксфордском университете есть собрание, основанное на противоположном принципе — открытого хранения всей коллекции сразу. Это презент от генерала-этнографа Огастеса Питт-Риверса в обмен на создание здесь кафедры антропологии. Питт-Риверс — основоположник систематизации и каталогизации в музейном деле, поэтому у него всё разобрано по шкафам <2>. Шкафы плотно составлены друг к другу, и так — 3 этажа. Куклы к куклам, маски к маскам. За ними — божки, бубны, бумеранги, мокасины, луки, стрелы, ружья, доспехи, мумии, музыкальные инструменты, отрезанные головы, снасти для рыбной ловли, корзины, керамика, модели лодо