В ожидании ответа: фильмы и их люди
Что искать на non/fiction. Фрагмент из новой книги историка отечественного кино Евгения Марголита
28 ноября 2019
5 декабря в Москве откроется международная ярмарка интеллектуальной литерауры non/fiction. Среди лучших "неигровых" книг года – вышедший в издательстве Rosebud сборник выдающегося знатока и интерпретатора отечественного кино Евгения Марголита "В ожидании ответа".
Для меня большое счастье представить это издание на "Культпро" еще и потому, что некоторые из статей, вошедших в книгу, впервые были опубликованы у нас на сайте – про блокбастеры начала ХХ века "Понизовую вольницу" и "Пиковую даму", про "Белые ночи почтальона Тряпицына".
Когда Марголит говорит, что "сюжет взаимоотношений оттепельного кино с окружающей реальностью можно последовательно описать как историю любви", историей любви видится и его ист
Шукшин. Люди поля: в пространстве "между"
Об автопортрете, иллюзорной правде жизни, снах и видениях
24 января 2018
Виктор Филимонов
В продолжение шукшинского цикла Виктора Филимонова "Культпро" впервые публикует главы его новой книги "Люди поля", посвященной переводу прозы Шукшина на киноязык и тем авторам, кто вступает с Шукшиным и его героем в диалог, даже спор. Вместе они оказываются в пространстве "между" – между реализмом и условностью, между полюсами "Бог есть" и "Бога нет".
Ранее:
I. Люди поля. Постановка проблемы
ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕЖДУ
Попытаюсь проследить, насколько адекватно интерпретируют состояние шукшинского героя как человека поля те, кто, перенося на экран прозу писателя, вступают с ним и с его героем в творческий диалог. С этой целью придется вернуться к съехавшему с корня человеку Шукшина, с точки
Памяти Ларисы Шепитько
Об электричестве, крыльях и идеальном
18 января 2018
Максим Семенов
Сняла мало, рано ушла из жизни, известна, но в памяти зрителя оказалась в тени более удачливых современников. Однако несколько оставшихся после нее картин – наш патент на благородство, пропуск в большой мир, где есть свет, небеса и гармония.
Юрий Ракша. 1977. Портрет Ларисы Шепитько (6 января 1938 - 2 июля 1979)
Фильмы Ларисы Шепитько могут не нравиться. Часто жесткие, даже жестокие, часто непримиримые к зрителю. Они появились в то время, когда в советское кино начали проникать грусть и разочарование. Героини Марлена Хуциева растерянно молчали в трубку, герои Марка Осепьяна осознавали трагический разрыв с прошлым (и даже Аркадий Райкин со сцены немного шутил про Антониони).
Майя Булгакова в роли Надежды Петр
Василий Шукшин. Съехавший с корня
О человеке Шукшина в зеркале отечественного кино
17 ноября 2016
Виктор Филимонов
Культпро продолжает публиковать энциклопедический декалог историка кино и преподавателя словесности Виктора Филимонова, посвященный вселенной Василия Шукшина. В предыдущих сериях:
I. Дом Шукшина. Вступление
II. Василий Шукшин: Деревня, куда она приходит?
… С места деревня стронулась, и вот на этом этапе, на этом своеобразном распутье, меня деревенский человек интересует. Вот он вышел из деревни. Что дальше?
В. Шукшин
"Калина красная" поставлена. В творчестве Шукшина вполне оформился определенный социально-психологический тип[1]. По происхождению он крестьянин. Исходное социально-культурное пространство его истории – деревня, канувшая в небытие, но осевшая в подсознании беспокойной памятью об утраченном об
Диалоги о кино. Свобода от ненависти
Историк Евгений Марголит и Игорь Манцов выясняют, возможно ли счастье для всех и стоит ли чего-нибудь простота
12 мая 2014
Игорь Манцов, Евгений Марголит
Игорь Манцов: Евгений Яковлевич, продолжим разговор о том, зачем и как мы смотрим кино.
Евгений Марголит: Возвращаясь к первому нашему разговору: важен подход к фильму в духе "мое/не мое". Для себя давно определил: я самый обыкновенный зритель, хотя и квалифицированный. От картины мне, как и любому зрителю, нужно, чтобы меня зацепило, чтоб я вышел с сильно колотящимся сердцем. Но поскольку я зритель профессиональный, начинаю самому себе объяснять: чем это кино меня задело, что такое особенное я там увидел? Если не зацепило, анализировать не буду. Не потому, что это плохо, а потому, что не мое. Если разозлило, как с "Географом…"
И.М.: Интересно! Вас фильм "Географ глобус пропил" именно разозлил?
Е.М.: Там, по-моему, произошла элементарная п