Прыжок Вертова: кино между правдой и «правдой»
Зачем мы смотрим документальное кино и почему верим в то, что видим на экране
25 июня 2016
Наталия Бабинцева
Мне нравится анекдот про Дзигу Вертова, рассказанный его братом Михаилом Кауфманом. Вернувшись в 21-м году с фронта, Кауфман заявился в кинокомитет, где Вертов в тот момент служил секретарём отдела кинохроники, и обнаружил старшего брата, обмотанного плёнкой, как мумия бинтами. Дзига рвал на себе драгоценный целлулоид и кричал: «Где здесь правда? Где? Покажите мне её. Нет здесь никакой правды!».
До Вертова никто правды в кино не искал. Кинематограф в те годы ещё казался самодостаточным аттракционом: зрители при виде поезда из зала уже не выбегали, но безоговорочно доверяли всему, что происходит на экране. Игровое кино называлось «фильмой», а документального попросту не существовало ― всё, что не было «фильмой», считалось хроникой.
В хроникальном от