Показать меню
Кольцов Михаил

Прыжок Вертова: кино между правдой и «правдой»

Зачем мы смотрим документальное кино и почему верим в то, что видим на экране

25 июня 2016 Наталия Бабинцева
Прыжок Вертова: кино между правдой и «правдой»
Мне нравится анекдот про Дзигу Вертова, рассказанный его братом Михаилом Кауфманом. Вернувшись в 21-м году с фронта, Кауфман заявился в кинокомитет, где Вертов в тот момент служил секретарём отдела кинохроники, и обнаружил старшего брата, обмотанного плёнкой, как мумия бинтами. Дзига рвал на себе драгоценный целлулоид и кричал: «Где здесь правда? Где? Покажите мне её. Нет здесь никакой правды!». До Вертова никто правды в кино не искал. Кинематограф в те годы ещё казался самодостаточным аттракционом: зрители при виде поезда из зала уже не выбегали, но безоговорочно доверяли всему, что происходит на экране. Игровое кино называлось «фильмой», а документального попросту не существовало ― всё, что не было «фильмой», считалось хроникой. В хроникальном от

«Антиформалистические» альбомы Шостаковича

Как композитор собирал ругательные отзывы о себе: материалы из архивов

31 марта 2014 Елена Кривцова
«Антиформалистические» альбомы Шостаковича
Во многих исследованиях упоминаются альбомы с газетными вырезками, собранными Дмитрием Шостаковичем в период травли, развернувшейся после выхода статьи «Сумбур вместо музыки» в 1936 г. Музыковед Елена Кривцова рассказывает, какие альбомы Шостаковича сохранились в разных архивах, и какой из них заслуживает определения «тот самый». Автор статьи выражает благодарность вдове композитора Ирине Антоновне Шостакович за предоставленные для публикации материалы Архива Д.Д. Шостаковича в Москве.   «Заплатив двугривенный, он тут же на морозе стал просматривать её (газету) и увидел жирную шапку над подвалом «Сумбур вместо музыки. <…> Шостакович прочитал статью от первой до последней строчки тут же на морозе, не отходя от киоска. У него