Показать меню
Шостакович Дмитрий

Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917–1935

Что искать на non/fiction. Фрагмент из книги Шенга Схейена о том, как устроена травля

3 декабря 2019 Тихон Пашков
Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917–1935
  Издательство "КоЛибри" представит 7 декабря на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction книгу Шенга Схейена "Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917–1935". Голландский ученый, славист Шенг Схейен подготовил впечатляющий труд – хроники жизни людей русского авангарда – Татлина, Малевича, Кандинского. В ней стреляется Маяковский, уходит с земли Хлебников и сам русский авангард – мученик среди художественных практик ХХ века – переживает волну за волной нападки, удары и, казалось, окончательный разгром.  Среди источников этой важной документальной книги – письма, дневниковые записи, мемуары, архивы, раскрывающие явление русского авангарда не столько с искусствоведческой стороны, но как

Не хлебной карточкой единой

"Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" Сергея Ярова. Лауреат премии "Просветитель"

4 декабря 2014
Не хлебной карточкой единой
Историк Сергей Яров, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А. И. Герцена, стал лауреатом премии «Просветитель» в номинации  «Гуманитарные науки».  Два года назад публиковалась его книга "Блокадная этика". Для знакомства с новой книгой исследователя блокадного Ленинграда, посвященной необходимости сопротивляться и умению сохранить себя в нечеловеческих условиях, Культпро выбрал главу "Досуг" – о театре, кино, книгах, об их зрителе и читателе в самое «смертное» время, и о том, какой есть выбор, когда невозможно выбирать. Эпиграфом к книге - дневниковая запись Михаила Пришвина, сделанная в марте 1942 года: Выслушали женщину из Ленинграда, башмачную закройщицу… Стала&n

«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера

Русская музыкальная футуристика пользуется спросом на мировых экранах, а Гоголю – сегодня 205 лет

1 апреля 2014 Вячеслав Курицын
«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера
Текущий сезон оказался самым русским за всю историю нью-йоркской «Метрополитен-опера»: на открытии спели «Евгения Онегина», весной московский режиссер Дмитрий Черняков дебютировал с «Князем Игорем», а между этими двумя событиями уместилось возобновление спектакля 2010 года по гоголевскому «Носу» Дмитрия Шостаковича. «Нос» не просто заново запустили на сцену: его повторы постоянно идут, в том числе и в Москве, в проекте «МЕТ на экранах кинотеатров». «Нос» - футуристика, кавардак, но если его возобновили на самой богатой оперной сцене Солнечной системы и раз за разом повторяют в кинозалах - значит, он кому-нибудь нужен? Конечно, за прошедшие с момента сочинения оперы восемь с половиной десятилети

«Антиформалистические» альбомы Шостаковича

Как композитор собирал ругательные отзывы о себе: материалы из архивов

31 марта 2014 Елена Кривцова
«Антиформалистические» альбомы Шостаковича
Во многих исследованиях упоминаются альбомы с газетными вырезками, собранными Дмитрием Шостаковичем в период травли, развернувшейся после выхода статьи «Сумбур вместо музыки» в 1936 г. Музыковед Елена Кривцова рассказывает, какие альбомы Шостаковича сохранились в разных архивах, и какой из них заслуживает определения «тот самый». Автор статьи выражает благодарность вдове композитора Ирине Антоновне Шостакович за предоставленные для публикации материалы Архива Д.Д. Шостаковича в Москве.   «Заплатив двугривенный, он тут же на морозе стал просматривать её (газету) и увидел жирную шапку над подвалом «Сумбур вместо музыки. <…> Шостакович прочитал статью от первой до последней строчки тут же на морозе, не отходя от киоска. У него

Опера в Москве в январе-марте 2014-го

Сталин на оперной сцене, четыре «Онегина», «Альтист Данилов», диковины Глюка и Prince Igor на экране

10 января 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Москве в январе-марте 2014-го
На пред- и постновогодние спектакли в столице всё раскуплено, конечно, но не только на Новый год такая ситуация, билеты в оперу вообще стоит покупать заранее. Оперная афиша «Культпросвета» будет настроена на два-три месяца вперёд, чтобы вы могли спокойно делать выбор. Большой 22 и 23 января. «Борис Годунов» Мусоргского Постановка 1948 года (восстановили в 2011-м). Прекрасный антиквариат. Роскошные декорации Фёдора Федоровского. Костюмы, какие надо костюмы, ― щедрые. Помпезная, но не лишённая шалостей режиссура Леонида Баратова (Годунов в одной из сцен поёт спиной к залу, что вообще не принято). Много пафосной публики. Четыре акта и, соответственно, три антракта: есть, где себя показать (я был на «Годунове» этой осенью в очень мерзопогодный вечер