Показать меню
Интервью

Пионеры-герои в июньской афише

Интервью с режиссером Натальей Кудряшовой о титанах, карликах и о месте подвигу в жизни

5 июня 2015 Екатерина Чен
Пионеры-герои в июньской афише
В новом российском фильме "Пионеры-герои" узнает себя поколение, чьи отрочество и юность пришлись на время перемен и окончание советской эпохи. Воспоминания и выводы из недавнего прошлого у каждого свои, а фильм рассчитан отнюдь не только на ровесников его персонажей и создателей. Герои фильма Катя, Оля и Сергеев были октябрятами, потом их приняли в пионеры, а потом они выросли. Эпизоды их детских приключений и взрослой жизни, их переживаний и снов смонтированы с замечательным мастерством. Мировая премьера картины состоялась на Берлинском кинофестивале, где ее смотрели с удовольствием и проводили овацией, а отечественная состоится на днях на фестивале "Кинотавр". О работе над картиной и о том, так ли уж важно, что наше детство было советским, порожден ли идеализм коммун

Канн 2015: Цзя Чжанке. Сдвигая горы

Интервью с китайским кинорежиссером

23 мая 2015 Екатерина Чен
Канн 2015: Цзя Чжанке. Сдвигая горы
В числе лауреатов Золотой пальмовой ветви Канна-2015, конечно, хотелось бы видеть режиссера Цзя Чжанке или его актрису и жену Чжао Тао, исполнившую главную женскую роль в фильме "Горы могут уйти" – Mountains may depart. С самого начала карьера Цзя Чжанке безмятежно шла по восходящей, все его картины, начиная со второго полнометражного фильма "Платформа" поддерживают Такеси Китано и его продюсерская компания. Мировую известность Цзя Чжанке принесла победа на Венецианском фестивале его фильма "Натюрморт" в 2006 году. Самая недавняя картина "Печать греха" получила в 2013-м Золотую пальмовую ветвь за сценарий. В нынешнем году награду Цзя Чжанке – почетную "Золотую раковину" – вручили в Кан

Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь

Выдающийся фотограф о том, что сейчас, и о том, что всегда

20 апреля 2015 Наталья Львова
Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь
Первый раз я увидела эти фотографии где-то в интернете, знакомый фотограф показал: вот, посмотри, какой дядечка. Помню, что размер снимков на экране был небольшим, как будто выложили чей-то любительский архив. Есть такие сайты, где люди знакомят зрителей со своими старыми фотокарточками, любительскими кинофильмами о туристических поездках советского времени. Но это были другие фотографии. Они явно принадлежали не любителю, а скорее напоминали известную серию Картье-Брессона о Москве 50-х годов. Взгляд бесстрашного и внимательного фотографа, абсолютно документальный. Но фотограф был местный. Потом, оказалось, и не один. Соколаев, Воробьев, Трофимов – "Отдел технического фотографирования" на Новокузнецком металлургическом комбинате. Они не имели ничего общего с официальн

Каким должно быть национальное образование

Острова утопии. Авторы книги об истории послевоенной педагогики, спецшколах, коммунах, летних лагерях, спасительном разнообразии в образовании и об авторитете учителя

27 марта 2015 Игорь Зотов
Каким должно быть национальное образование
Книга про советскую школу называется неожиданно поэтично: "Острова утопии". На самом деле, никакой лирики – это предметный разговор о послевоенном школьном образовании в Советском Союзе, а также у его социалистических соседей и капиталистических соперников. Есть замечательная возможность сравнить. И, главное, – проследить историю вопроса во всем богатстве аспектов. В книге – полтора десятка статей на самые разные темы, от неудавшейся послевоенной попытки реформировать советскую школу и образовательной реформы эпохи Хрущева, до опыта школьного самоуправления в Германии и анализа такого специфически советского явления, как "школьное кино". Все это время в стране постоянно возникали всевозможные концепции образования и воспитания, которые, по мысли их авт

Андреас Дрезен: Моим ровесникам мечтать было некогда

О рожденных в ГДР, невинности и о слишком крепких объятиях - на Берлинале

12 февраля 2015 Екатерина Чен
Андреас Дрезен: Моим ровесникам мечтать было некогда
В конкурсе 65-го Берлинского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Как мы мечтали». Ведущий немецкий режиссер Андреас Дрезен смешал громокипящий коктейль истории и гормонов. В основе сюжета книга Клеменса Майера о мальчишках, чей гормональный взрыв совпал со сломом социалистического строя. Некоторые из них ненадолго пережили конец ГДР. Многие ощущения героев ленты могут оказаться знакомыми тем, кто помнит начало 1990-х. Бывшие пионеры буквально пьянеют от обилия новых возможностей и уходят в отрыв по зажигательной схеме «секс-наркотики-техно», угоняют тачки, чтобы врезаться куда-нибудь поэффектнее, открывают андерграундную дискотеку, но очень скоро понимают, что и у новой жизни есть хозяева - без знамен, лозунгов и красных галстуков, в тени.  Лучшие девушки

Евгений Асс: Я не верю в то, что в России можно править только сильной рукой и топором

О «Последнем адресе», камнях преткновения и о разнице между памятью и памятниками

2 февраля 2015 Мария Эндель
Евгений Асс: Я не верю в то, что в России можно править только сильной рукой и топором
В «Московских кухнях» Юлия Кима есть такие строчки: В любом из здешних мест, куда ни оглянёшься, ставь свечу и крест, и ты не ошибёшься. В одной Москве большой террор выхватил от семей, из жизни около сорока тысяч человек. До сегодняшнего дня в память о жертвах репрессий на домах не было мемориальных табличек, говорящих нам: здесь их последний адрес. Инициатива, которая латает этот провал в памяти, так и называется - «Последний адрес». Суть проста: жители домов по собственному почину устанавливают таблички с именами уведенных отсюда на казнь. Сведения об адресах – поулично, в алфавитном порядке собраны в базе «Мемориала». Заказчики оплачивают изготовление и установку памятного знака, это примерно четыре тысячи рублей. Автор идеи, журналист и изд

Николай Изволов: В поисках утраченной "Почты" мы нашли неизвестный текст Хармса

Историк кино о поисках шедевра анимации Михаила Цехановского и о сходстве архивиста с Индианой Джонсом

18 января 2015 Вероника Бруни
Николай Изволов: В поисках утраченной
Нетрудно письму Увидеть свет: Ему Не нужен билет.   На медные деньги Объедет мир Заклеенный Пассажир.   В дороге Оно Не пьет и не ест И только одно Говорит:    - Срочное.  Англия. Лондон. Вест, 14, Бобкин-стрит. Классик советской анимации Михаил Цехановский снял на стихи Самуила Маршака три «Почты». Немую - в 1929 году, ее экспериментальный звуковой вариант в 1930-м и ремейк в 1964-м. Вариант 1930-го года стал первым советским озвученным мультфильмом. Под овации эта «Почта» облетела свет, но до нашего времени не дошла, пропала. Отыскать ее решился историк кино Николай Изволов. Разыскивая следы фильма в иностранных и отечественных архивах, Николай Анатольевич сделал несколько важн

Павел Крусанов: Жизнь, безусловно, умнее человека и любых соображений на ее счет

Квест писателя. Разговор о ремесле, алхимии, демоне быстрой удачи и о том, что делать с собой

15 декабря 2014 Лада Кашкова
Павел Крусанов: Жизнь, безусловно, умнее человека и любых соображений на ее счет
Едва человек достигает мастерства в своем деле, трансформируется и его личность. Сам текст, который пишет автор, - инструмент его внутренней настройки. Работа с собой, со своими состояниями приводит к распутыванию узлов книги, она также меняет и пишущего. Эта связь между писателем и книгой похожа на средневековую алхимию. Процесс преобразования неблагородного металла в золото соотносится с творчеством и его результатом. Работа над текстом, письмо обязательно связаны с упрочением духа. Как это работает, как связаны в литературном ремесле внешнее и внутренее, и чего стоит их гармония, мы обсудили с петербургский писателем Павлом Крусановым.  Почему вашим делом стала словесность? - Я искал реализации разными путями: занимался музыкой, играл в музыкальных коллективах, был члено

Павел Фаттахутдинов: Документалистика - это преклонение перед жизнью

Разговор с режиссером о том, в чем сила документалиста

12 декабря 2014 Андрей Кулик
Павел Фаттахутдинов: Документалистика - это преклонение перед жизнью
Павел Фаттахутдинов дебютировал в игровом кино тридцать лет назад ретродетективом "Один и без оружия". Его документальные фильмы последних лет получают главные призы фестивалей. На открывшемся "Артдокфесте" показывают его документальную комедию "Великие реки Сибири. Бирюса" - гран-при Открытого фестиваля документального кино "Россия" в Екатеринбурге и "Великие реки Сибири. Лена". Павел, как вы попали в кино? Вы же по первому образованию математик? —  Да, я окончил матмех Уральского государственного университета. Но математиком стал случайно. Когда учился в начальной школе, ее сделали английской. На английском стали преподавать все предметы — математику, физику, историю… Жили мы тогда в Свердловске на Ленина, 5

ХХ век. История глазами Крокодила

Над чем смеялись граждане, пока им отрывали головы, и что бывает, когда мозга нет, а мысли приходят

28 ноября 2014 Игорь Зотов
ХХ век. История глазами Крокодила
Этот книжный сериал на основе текстов и иллюстраций журнала «Крокодил» задуман в виде четырех сезонов по три тома в каждом - "События", "Люди" и "Слова". Посвящены они историческим периодам с 1922 по 1937, с 1938 по 1953, с 1954 по 1974 и с 1975 по 1992 годы. Первый трехтомник уже в продаже. Более того, на ярмарке non/fictio№16 любой желающий, купивший книгу, получит в подарок свой шаржирванный портрет с "гарантированным сходством". До конца следующего года выйдут еще три выпуска, то есть 9 томов. Издание возглавил Сергей Мостовщиков, последний главный редактор журнала "Крокодил" в 2005-2008 годы. Весь крокодильский архив был внимательно изучен, составители отобрали и прокомментировали ключевые события, слова и биографии