Ася Казанцева: Биология отлично работает безо всякого «разумного замысла»
Лауреат премии «Просветитель» о теории эволюции, ушах и хоботе
21 ноября 2014
Софья Басилян
Премия «Просветитель» в номинации «Естественные науки» вчера присуждена биологу Асе Казанцевой за книгу «Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости», фрагмент из которой мы с удовольствием публиковали. В своей обаятельной дебютной книге Казанцева аккуратно и весело проводит читателя через «биологические ловушки», которые расставляет нам наша природа. Тем самым автор оказывает самую первую помощь – ведь предупрежден, значит вооружен. Жюри отметило "легкий язык, которым написана книга, а также то, что Казанцева на протяжении повествования строит теории и опровергает их". Каждый год организаторы «Просветителя» передают книги лауреатов и финалистов в 125 библиотек в городах России помим
Сихан Андрей Самохин: Искусство боя – это победа над собой
О Пути хитреца, применении знаний ниндзя в мирных целях, а также о науке и смысле боя
10 ноября 2014
Лада Кашкова
Боевое искусство ниндзюцу и первые кланы ниндзя возникли в Японии в IX- XII веках, приблизительно в тоже время сформировалось сословие самураев. Обе школы веками совершенствовали воинское мастерство, но их кредо существенно различались. Самурай готов умереть в любой момент, исполняя воинский кодекс бусидо, ниндзя обязан выжить любой ценой. Задача самурая - служить сегуну и защищать интересы сегуната, ниндзя - это наемник, у него есть клан, но нет объекта служения.
Казалось бы, какой прок от рассказа о древнем боевом искусстве Японии современному человеку, знающему о ниндзя по мифам голливудского кино, но факт тот, что знания, хранимые патриархами школы, давно просочились в культуры разных стран, включая техники обмана чувств противника, методы мобилизации ресурсов организма, владение те
Свердловская киностудия и уральский кинематограф — что общего?
Триллер в четырех монологах
10 октября 2014
Андрей Кулик
Свердловская киностудия — один из старейших брендов Екатеринбурга. В 1943 году она объединила кинематографистов, эвакуированных на Урал. После присоединения Свердловской студии кинохроники и вплоть до 1956 года здесь делали только документальное кино, и в дальнейшем сформировались сильнейшая операторская школа, школа анимации, а также научно-популярного и хроникального фильма. В игровом кино - это «Сильва», «Трембита», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Транзит», «Демидовы», «Один и без оружия», «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Первые на Луне», первые короткометражки Балабанова.
На съемках "Трембиты&qu
Михаил Дурненков: Нулевые были самими благополучными годами России
О важных итогах «Любимовки» и долгожданной встрече с реальностью
20 сентября 2014
Наталия Бабинцева
Фестиваль современной молодой драматургии Любимовка сильно перерос подвал «Театра.док» и превратился этой осенью в важнейшее событие встревоженной и политизированной Москвы. За четверть века существования Любимовки пьесы, прочитанные здесь, очень и очень постепенно, но все увереннее и триумфальнее переходили из самодеятельного подполья в репертуары лучших театров. Михаила Дурненкова, драматурга и арт-директора фестиваля ставят в Александринке и МХТ им. Чехова. Он начинал еще в Тольятти в соавторстве с братом, Вячеславом Дурненковым. Один из последних московских спектаклей – «День Победы» в постановке Юрия Муравицкого на Таганке.
Расскажи, пожалуйста, о новых для Любимовки темах.
- Впечатления очень странные и пока не до конца переваренные. Раньше, напр
Мастер Чэнь: Людей создает только Бог, автору не стоит этим заниматься
О новом романе "Этна", российском ваххабизме и о поэте Вере Полозковой
27 июня 2014
Игорь Зотов
Занятно ощутить себя прототипом главного героя, хотя бы на треть – в романе Мастера Чэня "Дегустатор" обнаружилось несколько подробностей моей африканской биографии, которые я сам и рассказал автору.
Мастер Чэнь, он же известный журналист-международник Дмитрий Косырев, прославился десять лет назад серией шпионских детективов из средневековой арабской, китайской и византийской жизни. В цикл романов "Шпион из Калькутты" вошла атмосфера 20-30-х годов прошлого века. Еще необычнее оказался новый цикл – остросовременные "винные" детективы. "Дегустатор" вышел два года назад. "Этну" – только что издала редакция Елены Шубиной в «АСТ». Как следует из названия, приключения главного героя цикла, винного критика Се
Фредерика де Грааф: Владыка Антоний встречал человека навсегда
Столетие митрополита Антония Сурожского, пастыря и богослова, русского европейца, опередившего свое время
19 июня 2014
Кирилл Михайлов
Он родился в Швейцарии в семье русского дипломата 19 июня (6 июня по старому стилю). В 1923 году семья поселилась в Париже. В 1938 году будущий митрополит Антоний, в миру Андрей Борисович Блюм, окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1939-м тайно принял монашество и ушел армейским хирургом на фронт, участвовал в Сопротивлении. В 1948-м в сане иеромонаха был направлен в Англию, где служил до конца своих дней. Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 года в Лондоне. Он был выдающийся свидетель Христов, пастырь и проповедник, оказал большое влияние на своих современников, как в СССР, так и на Западе.
Фредерика де Грааф выросла и получила образование филолога-слависта и психолога в Голландии. В России уже больше 12 лет работает рефлексотерапевтом в Первом московском хо
Владимир Новиков: Кто выше Пушкина?
Александру Сергеевичу - 215, в малой серии ЖЗЛ вышла его новая биография
6 июня 2014
Дмитрий Бавильский
Это очень важно понимать: книжки о Пушкине, научные и популярные, пишут так, будто ему и правда сто, сто пятьдесят или вот - двести пятнадцать лет. Это никогда не сам по себе Александр Сергеевич, но Пушкин плюс та тележка времени, на которой мы успели проехаться без него. То есть Пушкин плюс советская власть и электрификация всей страны, Пушкин плюс глобализация и постмодернизм и прочие плюсы из сусеков вечности. Ещё Пушкин - это, как правило, "мой Пушкин", то есть подвергнутый тщательному отбору. Он, как вишенка на торте авторских эмоций и прозрений. Ходят и более распространённые версии Александра Сергеевича. Он может быть "монархистом", "патриотом", "донжуаном", "однолюбом", "космополитом", "пророком и
Мария Семёнова: Я приоткрыла дверь в этот мир, и воскликнула - а-а-ах!
Классик отечественного фэнтези о мифах и легендах третьей планеты от Солнца, о полозновице и о школе лагерей
31 мая 2014
Игорь Зотов
Матерь «Волкодава» и мастер русского фэнтези Мария Семёнова написала титульную книгу популярной саги почти 20 лет назад - в 1995 году. В 2003-м цикл, казалось бы, свернулся, а нынешней весной вдруг появился роман "Волкодав. Мир по дороге". Его действие хронологически предваряет события первой книги. Питерская писательница рассказывает о чтении классиков и о влиянии мифа на современную жизнь, о том, для чего спустя 11 лет она вернулась к праистокам саги, и кто идёт на смену Волкодаву.
В.Васнецов. Песнь о вещем Олеге. Колонтитул. 1899
Помню, как несколько лет назад в "Школе злословия" вы достойно отражали "удары" Авдотьи Смирновой и Татьяны Толстой...
- Спасибо. После съёмок вышла смешная история. Если п
Алексей Бартошевич: Пьесы Шекспира живут по законам органической жизни
Об авторе «Гамлета» во времени, и почему он не приехал в Россию в 1593 году
26 мая 2014
Александра Пушкарь
Как минимум уже два столетия Шекспир ― не английский автор. И не классик. И не бренд. Жизнь бренда ограничена временными рамками, целями. Присутствие Шекспира бесцельно и абсолютно, не имеет культурной, возрастной, национальной привязки, питает всех. Он не Шекспир вообще, а наш Шекспир, и в этом ему нет равных. На английской сцене XVIII века он не похож на французского тех же лет. В XIX веке он другой, чем в ХХ. В XXI так гримируется, что кажется: нет, не он, но всё-таки он! А русский Шекспир? Так называли Островского ― как создателя национальной драмы. Но Шекспир на русской сцене ― это не корпус пьес и не количество спектаклей. Это система координат, в которой складывалась вся театральная школа России XIX–ХХ веков ― Каратыгин, Мочалов, Щепкин... Все штудировали британца, все бы
Оливье Ассаяс: Мир поставляет нам инструменты, чтобы делать с ним, что захотим
О Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлое Морец в одной упряжке, в облаках "Зильс Марии"
24 мая 2014
Психологический триллер "Зильс Мария" француза Оливье Ассаяса принадлежит к почтенному семейству фильмов об игре и грани между игрой и реальностью, а также на мелодраматическом уровне - очень далекий потомок старинного моэмовского "Театра" с Вией Артмане и Иварсом Калныньшем. Главными достижениями режиссера, а некогда кинокритика Асаяса до сих пор считались книга про Ингмара Бергмана, написанная им в молодые годы, и многочасовая сага "Карлос" о террористе семидесятых годов Ильиче Рамиресе Санчесе. Взрывного эффекта в новом фильме Ассаяс достигает, собрав на площадке трех актрис по методу крыловского квартета. Рядом с примой Жюльетт Бинош, европейской звездой "кино об умном", сыгравшей едва ли не саму себя, стараются две голливудские ударницы –